Первый съезд борьбы с пьянством
На I-ом Всероссийском съезде по борьбе с пьянством в С.-Петербурге (1909-1910 гг.) приняли участие 27 человек (5,74%) лиц духовного звания. Четверо из них представили 7 докладов на съезд, а именно: Булдыгин Н. "О мерах борьбы с алкоголизмом", Иванов А. "О необходимости образования в г. Бугульме общества ревнителей распространения идеи трезвости", Миртов П., прот. "Курс учения о трезвости в духовных и учительских семинариях", "С.-Петербургское Александра-Невское общество трезвости", "Дело трезвости на Руси по данным анкеты Александра-Невского общества трезвости", "Православное духовенство в борьбе за трезвость", "Церковная борьба с пьянством в приходе", Павел, иеромонах "Первая Российская Сергиевская школа трезвости и значение школы в деле отрезвления народа". Еще три доклада были представлены гражданскими лицами, но о деятельности духовенства в борьбе с народным пьянством. Это следующие доклады: Ровинского К. И. "Роль церкви и разного рода религиозных союзов, а также духовенства в деле борьбы с народным пьянством", Смита В. Э. "Международное общество Добрых Храмовников", Трегубова И. М. "Народно-религиозная борьба с пьянством".
28 декабря 1909 г. на торжественном открытии I Всероссийского съезда по борьбе с пьянством выступил член Государственной думы, председатель думской Комиссии по борьбе с пьянством епископ Митрофан о задачах данного съезда с точки зрения обществ трезвости.
Из 90 докладов, рассмотренных съездом, только 4 раскрывали религиозные основы борьбы с народным пьянством.
Доклад прот. П. А. Миртова "К вопросу о курсе учения о трезвости для духовных семинарий" не был заслушан на съезде, но для развития идей формирования трезвости и трезвого образа жизни он имел существенное значение. Он считает, что курс учения о трезвости, несмотря ни на что, должен войти в школы как отдельный предмет, как особый отдел школьного курса педагогики. Как утверждает Миртов, учение о трезвости "это отнюдь не должно ограничиваться уговорами и проповедями, действующими исключительно на чувство учащихся. (...) Необходимо ввести некоторые практические занятия, которые развили бы в учащихся умение осуществлять работу трезвости на местах. Такими занятиями могут явиться: изготовление диаграмм и картограмм по вопросам курса, товарищеские диспуты и беседы на трезвенные темы, допущение учащихся к участию в народных чтениях, собеседованиях и к проповеди с кафедры, допущение их к активной деятельности в обществах трезвости и, наконец, организация таких обществ в среде учащихся. Наконец, в высшей степени желательным является организация школьных литературно-музыкальных вечеров на трезвенные темы и организация экскурсий в лечебницы для алкоголиков, в музеи, в общества трезвости".
По мнению Миртова, курс учения о трезвости "носит в себе все признаки учебного предмета, являясь сводом положительных научных данных, связанных между собой единством идеи".
В своем докладе П. А. Миртов предложил программу курса учения о трезвости для педагогов и священников учительских и духовных семинарий которая, по утверждению автора, является одной из первых в России. Вот ее основное содержание:
"Отдел I. Происхождение и характеристика алкогольных напитков.
1. Алкоголь. Его место в природе. 2. Алкогольные напитки. Их разряды. 3. Выделка алкогольных напитков путем брожения. 4. Выделка перегонкою. 5. Перегонка спирта. 6. Химический и технический свойства спирта. 7. Подмеси и подделка напитков. 8. Алкогольные напитки в России (их характеристика, географическое распространение и размеры потребления).
Отдел II. Действие алкоголя на организм человека.
1. Местное действие алкоголя, его поступление в кровь и выделение из организма. 2. Химические изменения алкоголя в организме. 3. Общее действие алкоголя. 4. Острое отравление алкоголем (опьянение): а) признаки наркоза; б) парализация мозга; в) изменение сознания; г) парализация органов; д) изменение обмена веществ. 5..Алкоголизм (сочетание острого и хронического отравлений): а) значение индивидуальных особенностей организма; б) роль наследственности; в) роль возраста;. г) признаки хронического отравления; д) начала и степени алкоголизма; е) признаки вырождения. 6. Заболевание алкоголиков: а) общая причина заболеваний; б) болезни пищеварительного аппарата; в) болезни гортани и легких; г) болезни сердца; д) болезни почек; е) болезни сосудов; ж) заразные болезни (сифилис, холера, тиф и прочие); з) наружные болезни. 7. Алкоголизм нервной системы: а) паралич; б) спинная сухотка; в) поражение мозговых оболочек; г) душевные заболевания; д) транс; е) белая горячка; ж) запой. 8. Отражение алкоголизма на духовных сторонах натуры: а) ослабление воли и духа; б) моральный индеферентизм; в) моральный аморфизм; г) моральный кретинизм; озверение.
Отдел III. Отражение алкоголизма на семье алкоголика.
1. Влияние физиологическое: а) немощность семьи, как следствие дурного питания, заносов заразы и аффектов алкоголика; б) нервная немощность семьи; в) вырождение. 2. Влияние антиморальное: а) разложение семейных основ; б) моральное убожество, как наследие детей; в) алкогольная семья, как очаг преступности. 3. Влияние материальное: а) постепенный рост материальной маломощности; б) полное обнищание; в) алкогольная семьи, как очаг развития люмпен-пролетариата (босячество).
Отдел IV. Алкоголизм и общество.
1. Физиологические и психические отражения алкоголизма на обществе: а) алкоголизм и болезни; б) алкоголизм и смертность; в) общее понижение физиологической мощи и трудоспособности; г) общее развитие нервозности; д) аффекты массы (психоз толпы) и алкоголизм; е) вырождение наций. 2. Моральное отражение алкоголизма на обществе: а) утрата духовных сил нации; б) понижение общественных идеалов; в) алкоголизм и самоубийства; г) разложение моральных навыков массы; д) алкоголизм и преступность. 3. Экономические отражения алкоголизма: а) государственные (кажущиеся) выгоды алкоголизма и их подлинное значение; б) отвлечение ценных сил в сторону производства алкогольных напитков; в) ослабление производительных сил нации; г) алкоголизм, промышленность и торговля; д) подсчет народных средств, поглащаемых государственной борьбой с последствиями алкоголизма; е) экономическое благосостояние страны и алкоголизм; (общие итоги).
Отдел V. Причины и распространенность алкоголизма.
1. Причины личные: a) наследственность; б) психология особенности; в) материальные условия; г) влияние среды. 2. Причины общественные; а) культурные условия; б) условия быта; в) условия труда и экономических отношений. 3. Причины, зависящие от климатических и метеорологических условий. 4. Распространимость алкоголизма: а) душевное потребление алкоголя за границей и у нас; б) классовое и сословное распределение потребителей; в) алкоголизм детей.
Отдел VI. Исторический очерк борьбы за трезвость.
Древний мир
Евреи. Библейские данные к вопросу. Моисей. Аарон. Самсон. Рехавиты. Назареи. Даниил. Пророки. Египтяне. Пьянство и борьба за трезвость по памятникам. Ассирия и Вавилон. Упадок нравов и пьянство, как одна из причин гибели этих государств. Персия. Кир. Камбиз. Китай. Конфуций и его учение. Греция. Древнее винопитие. Пьянство Александра Македонского. Врач Андромед. Поэты вакхизма. Платон. Аристофан. Законы. Рим. Виноградарство. Законы. Рим перед падением. Отношения к вину и пьянству первых христиан.
Средние века
Рыцарские ордена (тамплиеры). Монастырская жизнь и вино. Первое общество трезвости - орден Св. Христофора. Орден Золотого Кольца. Борьба правительств с пьянством (Англия). Народные психозы в пьянство.
Новое время
Пьянство в ХVII и XVIII вв. Локк. Ньютон. Милтон. Б. Франклин. Эразм Дарвин. Цфокке (идеалист-проповедник трезвости). Вениамин Рэш (отец научной пропаганды и обществ трезвости). Внеельгрен. Мэтью. Берцеллиус. Гусс. Рихард Турнер и титотализм. Прохибишен в Америке.
Россия
Пьянство языческой Руси. Первые века Христианства. Феодосий Печерский. Лука Жидята. Черноризец Иаков. Митрополит Никифор. Митрополит Климент. Кирилл Туровский "Златая цепь". Татарщина. Обмирщение монастырей и пьянство. Митрополиты: Кирилл. Петр. Павел Высокий. Геннадий. Кирилл Белозерский. Нил Сорский. Корнилий Камельский. Архимандрит Феодосии. Стоглав. Степан Вонифатьев. Митрополит Корнилий. Дмитрий Ростовский. Маркелл Вологодский. Кабак и его развитие. Никон и собор о кабаках. Боярин Ордын-Нащокин. Петровское время. Посошков. Тихон Задонский. Сенюткин. Гр. Н. С. Мордвинов. Князья Шихматовы. Сороковые годы. Латышское общество трезвости, в Нижне-Биртовском. Барт. Гофнунгсталь. Стефан Бржозовский. Трезвенное движение конца пятидесятых годов. Погосский. Гречулевич. Епископ Евсевий. Агафангел Волынский. С. А. Рачинский. Свящ. А. В. Рождественский. Отношение выдающихся писателей к вопросу о народном пьянстве. Достоевский. Л. Толстой. Современное положение борьбы.
Отдел VII. Способы и приемы борьбы с алкоголизмом.
Борьба церкви
Проповедь и пастырские воздействия. Церковные общества трезвости, их значение, круг средств и действий.
Государственная борьба
Законодательные меры за границей. Законодательные меры в России. Запретительныя системы Америки, Финляндии, Швейцарии. Готтенборгская система.
Общественные меры
1. Улучшение правовых, культурных и экономических условий жизни. 2. Оздоровление быта. 3. Пропаганда трезвости. 4. Борьба отдельных общественных групп (врачей, учителей и др.). 5. Лечение алкоголиков. 6. Народные развлечения. 7. Общества трезвости, их значение, программа и средства деятельности.
Заключение
Борьба с алкоголизмом как жизненная задача культурного человека. Проблемы трезвости.
Далее в докладе П. А. Миртов сообщает о том, что Александро-Невское общество трезвости в соответствии с его программой подготовило к изданию учебник, который, как мы потом выяснили, так и не появился.
Педагог Рачинский С. А.
Выдающийся педагог Сергей Александрович Рачинский родился 2 мая 1833 года в с. Татеве Бельского уезда Смоленской губернии. Выходец из дворянской семьи, мать его, родная сестра известного поэта Е. А. Баратынского, воспитала в нем огромную любовь к Родине и русскому народу. В 15 лет отлично владеет немецким, английским, французским и латинским языками. Через год С. А. Рачинский начал обучение сначала на медицинском факультете Московского университета, а затем (со второго курса) перешел на естественное отделение и в 1863 г. окончил его кандидатом. Осенью 1856 г. выехал в Германию для продолжения научной подготовки по специальности (ботаника). Во время пребывания за границей (1856-1858 гг.) С. А. Рачинский заинтересовался немецкой философией (Г. Гегель, И. Фихте и др.), прослушал в Берлинском университете курс лекций по философии. Кроме занятий по ботанике в Берлинском и Йенском университетах он увлекался музыкой, в Веймаре сблизился с композитором и пианистом Ф. Листом, который высоко оценил музыкальные способности С. А. Рачинского. В Германии близко сошелся с немецким писателем П. Гейзе, а историк философии К. Фишер посоветовал С. А. Рачинскому посвятить себя философии. Поэтическое дарование С. А. Рачинского проявилось в сочинении немецких песенок, он перевел на немецкий язык "Семейную хронику" С. Т. Аксакова.
В 1858 г. С. А. Рачинский вернулся в Москву, и защитил магистерскую диссертацию "О движении высших растений" и занял в Московском университете кафедру ботаники (физиологии растений) в качестве экстраординарного профессора. Через восемь лет он защитил докторскую диссертацию "О некоторых химических превращениях растительных тканей" и стал ординарным профессором ботаники. Зимой 1867 г. в совете университета произошел раскол между молодыми и старыми профессорами по поводу нарушения университетской автономии при перевыборах на новый срок профессора полицейского права В. Н. Лешкова. В знак протеста в 1868 г. С. А. Рачинский подал прошение об отставке. В Москве С. А. Рачинский часто посещал Л. Н. Толстого.
В 1872 г. С. А. Рачинский поселился в своем родовом имении Татеве, где он обрел свое новое призвание – сельского учителя, проповедующего в детской среде идеи трезвости. В 1874 г. по проекту Рачинского и при его содействии построено новое школьное здание, в котором он более четверти века жил и учительствовал.
Чтобы хоть как-то противостоять пьяному разгулу взрослых на селе, директор школы С. А. Рачинский в 1875 г. наряду с преподаванием учебных предметов, стал проводить с учащимися беседы о вреде употребления детьми алкогольных изделий. Но однажды, увидев в луже ученика своей школы в пьяном состоянии, он приходит к выводу о необходимости организации ученического общества трезвости. С. А. Рачинский был глубоко уверен, что в это общество должны войти и педагоги, которые своим личным примером будут убеждать школьников в необходимости соблюдения трезвости. Поэтому 5 июля 1882 г. он совместно с 30 учащимися дал обещание не употреблять алкоголь в течение одного года и основал в России первое ученическое общество трезвости, в которое затем стал вовлекать родителей учащихся, учителей других школ и крестьян близлежащих деревень. Обет трезвости соблюдался членами этого общества свыше 20 лет. Результатом педагогических поисков по антиалкогольному воспитанию школьников стали статьи и брошюры. Это такие, как: "Письма к воспитанникам Казанской учительской семинарии" (1890 г.), "По поводу обществ трезвости" (1890 г.), "Из записок сельского учителя" (1898 г.), "Открытое письмо" (1898 г.) и "Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости" (1899 г.). В 1899 г. Рачинскому назначена пенсия, которую он перечислял на постройку второй новой школы. 2 мая 1902 г. сельский учитель, директор школы, профессор С. А. Рачинский умер за рабочим столом. О нем и его антиалкогольной деятельности писали: Георгиевский В. Т., Горбов Н. М., Горев М., Мироносецкий П. П., Мордвинов А. И., Танаевский С. и Энгельгард Н.
По словам самого С. А. Рачинского, его 16-летняя трезвенная деятельность имела определенный успех. "...Из всех учителей, воспитанных мною (около 40), только одного не удалось мне оградить от винопития". К 1898 г. общество трезвости в с. Татеве насчитывало 1018 человек.
Одной из форм общения с местными священниками и воспитанниками духовных учебных заведений С. А. Рачинский избрал письма, которые, как он сам заметил, пишутся "под впечатлением минуты". "Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости" написаны автором давно. По сути в них Рачинский описал содержание и отдельные элементы методики антиалкогольного воспитания учащихся. Всего в сборнике 36 писем. К сожалению, "утрачено одно письмо, именно первое, служившее как бы предисловием к прочим", - пишет С. А. Рачинский. Если говорить о содержании писем, то во 2-ом автор рассуждает о причинах первого употребления учащимися духовного училища алкоголя, о необходимости личного примера в соблюдении трезвости со стороны преподавателей училища, священников и пастырей. "Ибо алкоголизм, привитый в детстве, упорен и едва победим. (...) Трезвость, - отмечает С. А. Рачинский, - еще не есть нравственность. Но она необходимое условие всякого нравственного преуспевания. Алкоголь отравляет и, наконец, убивает волю – источник всякого нравственного делания. (...) Поэтому обращаюсь именно к вам. Пьянство каждого отдельного священника – тяжелый крест для его прихода. Пьянство же пастыреучителя, - а таковым будет почти каждый из вас – ужасно, ибо последствия его в жизни целых поколений будущих пастырей – наисчислимы".
В 3-м письме автор указывает на то, как происходит становление духовного пьяницы. "Привозят в духовное училище мальчика из деревенской глуши. Дома он не пил, отца своего не видал пьяным.
Внимание его тотчас напряженно устремляется на учителей - этих распорядителей его будущею судьбою. Все они люди прекрасные. (...) Особенно хорош один из учителей - молодой, веселый, ласковый. (...) По вечерам он ходит в большой вечно освещенный дом, самый красивый на улице, в котором господа играют в карты и веселятся. Часто его приводят оттуда шатающимся, полусонным, но на другой день он опять весел, только немного бледен... (..)/ Веселая эта жизнь, она должна предстоять и нам... Но почему же не попробовать этого веселья и теперь? (...) И он пробует. Первая рюмка водки его приводит в совершенное опьянение, возбуждает в ним никогда не испытанныя радостныя грезы, и эта первая рюмка решает его судьбу. Впредь он не упустит случая доставить себе это смутное наслаждение, - и поступает он в семинарию с укоренявшимся уже позывом к спиртным напиткам и шесть лет сряду беспрестанно удовлетворяет ему. Позыв превращается в привычку, а привычка в потребность, властную, непобедимую".
В 4-ом письме С. А. Рачинский пишет о возрождении духовенства на более высокой нравственной основе.
В 5-ом письме указывается негативное влияние алкоголя на волю и характер мододых священников.
В 6-ом письме рассматриваются причины неудовлетворительной христианской пропаганды среди мусульман. "Да будет мне позволено указать на одну из этих причин, несомненно, очевидную. Всякий искренний мусульманин абсолютно трезв. Мусульманский мир избавлен от одного из позорнейших бичей мира христианского. Пьянство христиан для мусульман - постоянный соблазн, не только потому, что оно есть нарушение вросшей в их плоть и кровь заповеди пророка, но прежде всего потому, что оно влечет за собою, на каждом шагу наглое, отвратительное нарушение тех заповедей Христовых, который у нас на устах. Пока жизнь мусульман, домашняя, ежедневная, остается благообразнее и чище, чем жизнь соседей-христиан, ни о какой успешной пропаганде мы мечтать не в праве".
О недопустимости употребления христианами и священниками спиртных изделий рассуждает в 7-ом письме автор.
В следующем письме С. А. Рачинский говорит о роли личного примера учителя в соблюдении трезвости на совершенствование его физической и духовной красоты. В этой связи автор пишет следующее: "И вот начал, я с самого малаго, с самаго близкаго. Никогда не был я пьяницею. Надеюсь, что не пьяница и вы. Но, ведь, этого мало. В осторожном употреблении вина нет никакой красоты духовной. В полном воздержании есть такая красота, ибо оно ободряет других, дает им силу побеждать в себе даже крайнюю неумеренность, застарелую привычку к спиртным напиткам. Это я испытал на опыте. Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющаго в пустыне. Все со мною соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи".
В 9-ом письме С. А. Рачинский пишет о смирении, как о средстве предупреждения пьянства среди "пастырей и пасомых".
О помощи священника в проведении уроков по Закону Божьему, о причинах нежелания его помочь в этом сельскому учителю размышляет в 10-ом письме автор. "Что же мешает священникам исполнять самую прямую, самую естественную из своих обязанностей, когда за исполнение ея они притом получают добавочное вознаграждение? - задает вопрос автор. - В огромном большинства случаев не что иное, как пьянство: нельзя и винить священников за то, что пьяными являться в школу они избегают; да и на другой день после попойки человеку не до учения.
Но есть и священники, которые приходят в школу пьяными, совершенно неспособными давать уроки: кричат, шумят, пугают детей... Не могу выразить вам всего, что выстрадал я в течение моей школьной деятельности от подобных священников..."
В 11-ом письме автор пишет о необходимости правильно и красочно совершать священником божественную службу. Во многом, по мнению С. А. Рачинского, это обусловлено абсолютной трезвостью данного священника.
О роли трезвости священника во "внебогослужебных собеседованиях" говорится в 12-ом письме. "Не верьте тем лицемерам, - пишет автор, - которые говорят и печатают, будто крестьяне оскорбляются отказом священника от рюмки водки. Оскорбиться они могут разве предпочтением одного дома другим...
О, если бы вы знали, с какою радостию, с какою любовию, с каким благоговением встречается людьми простыми священник совершенно трезвый, произносящий в каждом доме слово назидания самое неизбежное, самое простое - столь простое, что он не решился бы произнести его в церкви".
О необходимости нравственного усовершенствования монахов, абсолютной их трезвости говорится в 13-ом письме.
В следующем письме С. А. Рачинский пишет о том, что следует соблюдать трезвость и учащимся, и родителям, и взрослым, и духовным лицам в силу отрицательного воздействия алкоголя на волю людей. "Вот почему я предлагаю срочные обеты трезвости, периодически возобновляемые: за человеком для того, чтобы окрепла его воля...".
В 15-ом письме автор пишет о формальном отношении к созданию и организации деятельности в приходах, о причинах возникновения лжи у учащихся, педагогов и священников.
О миссионерской и антиалкогольной деятельности генерала Бутса и его "армии спасения" пишет в очередном письме автор.
О предрассудке по поводу того, что алкоголь согревает, ведет свое рассуждение, опираясь на материалы проф. Тиндаля и доктора Алексеева, в 17-ом письме С. А. Рачинский.
В 18-ом письме С. А. Рачинский пишет о воспитании трезвости у духовного юношества.
О влиянии алкогольной привычки на свободу человека рассуждает автор в очередном письме.
Из всех пут – самые тяжелые и цепкие – наши привычки... Сюда прежде всего относится искусственная потребность в спиртных изделиях. Ибо эта привычка не только есть порабощение неестественному позыву, но вместе с тем источник постепенного ослабления, глубокого извращения воли, - свободною же может быть только воля здоровая и сильная".
Об организации при сельских школах общежитий и подготовке для работы в них трезвенных воспитателей рассуждает в 20-м письме автор. О назареях и их обетах в следующем письме. О своем Татевском обществе трезвости, о вынужденном обете трезвости, который дал батюшка из соседней епархии, сообщает в очередном письме С. А. Рачинский. О суеверии в прогресс, о бесправии детей в семьях, в которых родители употребляют алкоголь, о роли личного примера в соблюдении трезвости при вовлечении прихожан в общество трезвости, о существующей роковой взаимосвязи между пьянством и ложью, о работе Татевского общества трезвости пишет в письмах С. А. Рачинский.
В 29-ом письме автор не согласен с бытующем в народе мнением, что привычка к вину является невинной привычкой. "Она еще в большей мере, - отмечает Рачинский, - есть привычка моральная, привычка к приятному возбуждению ума при усыплении совести – собеседника докучного, ибо он правдив. (...). Теряется интерес и способность ко всякому серьезному чтению, ко всякому художественному творчеству, ко всякому трезвому делу. Ум отказывается переварить какую-либо истину без пряной приправы. Наконец, приправа эта становится критерием истины. Дело заменяется красным словцом. Человек становится старым ребенком, не могущим жить без забавы. Корень этого расслабления в девяти случаях из десяти есть вино".
О взаимосвязи пьянства и преступлений, о преимуществах трезвости людей для финансовых органов, о реформе содержания церковной жизни, о влиянии водки на вырождение, на завоевание европейцами коренных племен Африки, о необходимости соблюдения трезвости церковными певцами, о необходимости соблюдения трезвости в молодости, о значении этих писем для духовного юношества пишет С. А. Рачинский.
Из сборника писем мы видим, что формирование трезвости у учащихся духовных училищ, духовных семинарий, духовных академий, в понимании автора, может проходить только лишь на религиозной основе.
Уже в 1905 г. в журнале "Трезвая жизнь" был предложен один из первых вариантов гимна трезвости. В первой Российской Сергиевской школе трезвости был тоже свой гимн трезвости, содержание которого мы приводим:
"Слышите-ль, братья, вы вздохи и стоны?
Слышите-ль зов удрученных семей?
Гибнут под властью вина миллионы
Честных, но слабых людей.
Припев : Встаньте на дело, прекрасное дело!
Что нам насмешки? Сомкнитесь дружней!
Бог нам поможет, идемте лишь смело;
Ждет нас заря лучших дней!
Бедные дети тревог и печали!
Ваша молитва до Бога дошла
Трезвости чистой несем мы скрижали
В царство порока и зла.
Припев:"
|