Главная
 
WMmail.ru - сервис почтовых рассылокСуббота, 18.05.2024, 23:46



Приветствую Вас Гость | RSS
Главная
Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Первый съезд борьбы с пьянством

На I-ом Всероссийском съезде по борьбе с пьянством в С.-Петербурге (1909-1910 гг.) приняли участие 27 человек (5,74%) лиц духовного звания. Четверо из них представили 7 докладов на съезд, а именно: Булдыгин Н. "О мерах борьбы с алкоголизмом", Иванов А. "О необходимости образования в г. Бугульме общества ревнителей распространения идеи трезвости", Миртов П., прот. "Курс учения о трезвости в духовных и учительских семинариях", "С.-Петербургское Александра-Невское общество трезвости", "Дело трезвости на Руси по данным анкеты Александра-Невского общества трезвости", "Православное духовенство в борьбе за трезвость", "Церковная борьба с пьянством в приходе", Павел, иеромонах "Первая Российская Сергиевская школа трезвости и значение школы в деле отрезвления народа". Еще три доклада были представлены гражданскими лицами, но о деятельности духовенства в борьбе с народным пьянством. Это следующие доклады: Ровинского К. И. "Роль церкви и разного рода религиозных союзов, а также духовенства в деле борьбы с народным пьянством", Смита В. Э. "Международное общество Добрых Храмовников", Трегубова И. М. "Народно-религиозная борьба с пьянством".

28 декабря 1909 г. на торжественном открытии I Всероссийского съезда по борьбе с пьянством выступил член Государственной думы, председатель думской Комиссии по борьбе с пьянством епископ Митрофан о задачах данного съезда с точки зрения обществ трезвости.

Из 90 докладов, рассмотренных съездом, только 4 раскрывали религиозные основы борьбы с народным пьянством.

Доклад прот. П. А. Миртова "К вопросу о курсе учения о трезвости для духовных семинарий" не был заслушан на съезде, но для развития идей формирования трезвости и трезвого образа жиз­ни он имел существенное значение. Он считает, что курс учения о трезвости, несмотря ни на что, должен войти в школы как от­дельный предмет, как особый отдел школьного курса педагогики. Как утверждает Миртов, учение о трезвости "это отнюдь не долж­но ограничиваться уговорами и проповедями, действующими исклю­чительно на чувство учащихся. (...) Необходимо ввести некото­рые практические занятия, которые развили бы в учащихся умение осуществлять работу трезвости на местах. Такими занятиями могут явиться: изготовление диаграмм и картограмм по вопросам курса, товарищеские диспуты и беседы на трезвенные темы, допущение учащихся к участию в народных чтениях, собеседованиях и к проповеди с кафедры, допущение их к активной деятельности в обществах трезвости и, наконец, организация таких обществ в среде учащихся. Наконец, в высшей степени желательным является организация школьных литературно-музыкальных вечеров на трезвенные темы и организация экскурсий в лечебницы для алкоголиков, в музеи, в общества трезвости".

По мнению Миртова, курс учения о трезвости "носит в себе все признаки учебного предмета, являясь сводом положительных научных данных, связанных между собой единством идеи".

В своем докладе П. А. Миртов предложил программу курса учения о трезвости для педагогов и священников учительских и духовных семинарий которая, по утверждению автора, является одной из первых в России. Вот ее основное содержание:

"Отдел I. Происхождение и характеристика алкогольных напитков.

1. Алкоголь. Его место в природе. 2. Алкогольные напит­ки. Их разряды. 3. Выделка алкогольных напитков путем броже­ния. 4. Выделка перегонкою. 5. Перегонка спирта. 6. Химичес­кий и технический свойства спирта. 7. Подмеси и подделка на­питков. 8. Алкогольные напитки в России (их характеристика, географическое распространение и размеры потребления).

Отдел II. Действие алкоголя на организм человека.

1. Местное действие алкоголя, его поступление в кровь и выделение из организма. 2. Химические изменения алкоголя в организме. 3. Общее действие алкоголя. 4. Острое отравление алкоголем (опьянение): а) признаки наркоза; б) парализация мозга; в) изменение сознания; г) парализация органов; д) из­менение обмена веществ. 5..Алкоголизм (сочетание острого и хронического отравлений): а) значение индивидуальных особенностей организма; б) роль наследственности; в) роль возраста;. г) признаки хронического отравления; д) начала и степени алко­голизма; е) признаки вырождения. 6. Заболевание алкоголиков: а) общая причина заболеваний; б) болезни пищеварительного ап­парата; в) болезни гортани и легких; г) болезни сердца; д) болезни почек; е) болезни сосудов; ж) заразные болезни (сифилис, холера, тиф и прочие); з) наружные болезни. 7. Алко­голизм нервной системы: а) паралич; б) спинная сухотка; в) поражение мозговых оболочек; г) душевные заболевания; д) транс; е) белая горячка; ж) запой. 8. Отражение алкоголиз­ма на духовных сторонах натуры: а) ослабление воли и духа; б) моральный индеферентизм; в) моральный аморфизм; г) моральный кретинизм; озверение.

Отдел III. Отражение алкоголизма на семье алкоголика.

1. Влияние физиологическое: а) немощность семьи, как следствие дурного питания, заносов заразы и аффектов алкоголи­ка; б) нервная немощность семьи; в) вырождение. 2. Влияние антиморальное: а) разложение семейных основ; б) моральное убожество, как наследие детей; в) алкогольная семья, как очаг преступности. 3. Влияние материальное: а) постепенный рост материальной маломощности; б) полное обнищание; в) алкогольная семьи, как очаг развития люмпен-пролетариата (босячество).

Отдел IV. Алкоголизм и общество.

1. Физиологические и психические отражения алкоголизма на обществе: а) алкоголизм и болезни; б) алкоголизм и смерт­ность; в) общее понижение физиологической мощи и трудоспособ­ности; г) общее развитие нервозности; д) аффекты массы (психоз толпы) и алкоголизм; е) вырождение наций. 2. Моральное отражение алкоголизма на обществе: а) утрата духовных сил нации; б) понижение общественных идеалов; в) алкоголизм и самоубийства; г) разложение моральных навыков массы; д) алко­голизм и преступность. 3. Экономические отражения алкоголиз­ма: а) государственные (кажущиеся) выгоды алкоголизма и их подлинное значение; б) отвлечение ценных сил в сторону про­изводства алкогольных напитков; в) ослабление производительных сил нации; г) алкоголизм, промышленность и торговля; д) подсчет народных средств, поглащаемых государственной борь­бой с последствиями алкоголизма; е) экономическое благосостояние страны и алкоголизм; (общие итоги).

Отдел V. Причины и распространенность алкоголизма.

1. Причины личные: a) наследственность; б) психология особенности; в) материальные условия; г) влияние среды. 2. Причины общественные; а) культурные условия; б) условия быта; в) условия труда и экономических отношений. 3. Причины, зависящие от климатических и метеорологических условий. 4. Распространимость алкоголизма: а) душевное потребление алкоголя за границей и у нас; б) классовое и сослов­ное распределение потребителей; в) алкоголизм детей.

Отдел VI. Исторический очерк борьбы за трезвость.

Древний мир

Евреи. Библейские данные к вопросу. Моисей. Аарон. Самсон. Рехавиты. Назареи. Даниил. Пророки. Египтяне. Пьянство и борь­ба за трезвость по памятникам. Ассирия и Вавилон. Упадок нравов и пьянство, как одна из причин гибели этих государств. Персия. Кир. Камбиз. Китай. Конфуций и его учение. Греция. Древнее винопитие. Пьянство Александра Македонского. Врач Андромед. Поэты вакхизма. Платон. Аристофан. Законы. Рим. Вино­градарство. Законы. Рим перед падением. Отношения к вину и пьянству первых христиан.

Средние века

Рыцарские ордена (тамплиеры). Монастырская жизнь и вино. Первое общество трезвости - орден Св. Христофора. Орден Золотого Кольца. Борьба правительств с пьянством (Англия). Народные психозы в пьянство.

Новое время

Пьянство в ХVII и XVIII вв. Локк. Ньютон. Милтон. Б. Франклин. Эразм Дарвин. Цфокке (идеалист-проповедник трезвости). Вениамин Рэш (отец научной пропаганды и обществ трезвости). Внеельгрен. Мэтью. Берцеллиус. Гусс. Рихард Турнер и титотализм. Прохибишен в Америке.

Россия

Пьянство языческой Руси. Первые века Христианства. Феодосий Печерский. Лука Жидята. Черноризец Иаков. Митрополит Никифор. Митрополит Климент. Кирилл Туровский "Златая цепь". Татарщина. Обмирщение монастырей и пьянство. Митрополиты: Кирилл. Петр. Павел Высокий. Геннадий. Кирилл Белозерский. Нил Сорский. Корнилий Камельский. Архимандрит Феодосии. Стоглав. Степан Вонифатьев. Митрополит Корнилий. Дмитрий Ростовский. Маркелл Вологодский. Кабак и его развитие. Никон и собор о кабаках. Боярин Ордын-Нащокин. Петровское время. Посошков. Тихон Задонский. Сенюткин. Гр. Н. С. Мордвинов. Князья Шихматовы. Сороковые годы. Латышское общество трезвости, в Нижне-Биртовском. Барт. Гофнунгсталь. Стефан Бржозовский. Трезвенное движение конца пятидесятых годов. Погосский. Гречулевич. Епископ Евсевий. Агафангел Волынский. С. А. Рачинский. Свящ. А. В. Рождественский. Отношение выдающихся писателей к вопросу о народном пьянстве. Достоевский. Л. Толстой. Современное положение борьбы.

Отдел VII. Способы и приемы борьбы с алкоголизмом.

Борьба церкви

Проповедь и пастырские воздействия. Церковные общества трезвости, их значение, круг средств и действий.

Государственная борьба

Законодательные меры за границей. Законодательные меры в России. Запретительныя системы Америки, Финляндии, Швейцарии. Готтенборгская система.

Общественные меры

1. Улучшение правовых, культурных и экономических условий жизни. 2. Оздоровление быта. 3. Пропаганда трезвости. 4. Борьба отдельных общественных групп (врачей, учителей и др.). 5. Лечение алкоголиков. 6. Народные развлечения. 7. Общест­ва трезвости, их значение, программа и средства деятельности.

Заключение

Борьба с алкоголизмом как жизненная задача культурного человека. Проблемы трезвости.

Далее в докладе П. А. Миртов сообщает о том, что Александро-Невское общество трезвости в соответствии с его программой подготовило к изданию учебник, который, как мы потом выяснили, так и не появился.

 

Педагог Рачинский С. А.

Выдающийся педагог Сергей Александрович Рачинский родился 2 мая 1833 года в с. Татеве Бельского уезда Смоленской губернии. Выходец из дворянской семьи, мать его, родная сестра известного поэта Е. А. Баратынского, воспитала в нем огромную любовь к Родине и русскому народу. В 15 лет отлично владеет немецким, английским, французским и латинским языками. Через год С. А. Рачинский начал обучение сначала на медицинском факультете Московского университета, а затем (со второго курса) перешел на естественное отделение и в 1863 г. окончил его кандидатом. Осенью 1856 г. выехал в Германию для продолжения научной подготовки по специальности (ботаника). Во время пребывания за границей (1856-1858 гг.) С. А. Рачинский заинтересовался немецкой философией (Г. Гегель, И. Фихте и др.), прослушал в Берлинском университете курс лекций по философии. Кроме занятий по ботанике в Берлинском и Йенском университетах он увлекался музыкой, в Веймаре сблизился с компо­зитором и пианистом Ф. Листом, который высоко оценил музыкальные способности С. А. Рачинского. В Германии близко сошелся с не­мецким писателем П. Гейзе, а историк философии К. Фишер посоветовал С. А. Рачинскому посвятить себя философии. Поэтическое дарова­ние С. А. Рачинского проявилось в сочинении немецких песенок, он перевел на немецкий язык "Семейную хронику" С. Т. Аксакова.

В 1858 г. С. А. Рачинский вернулся в Москву, и защитил магистерскую диссертацию "О движении высших растений" и занял в Московском университете кафедру ботаники (физиологии растений) в качестве экстраординарного профессора. Через восемь лет он защитил докторскую диссертацию "О некоторых химических превращениях растительных тканей" и стал ординарным профессором ботаники. Зимой 1867 г. в совете университета произошел раскол между молодыми и старыми профессорами по поводу нарушения университетской автономии при перевыборах на новый срок профессора полицейского права В. Н. Лешкова. В знак протеста в 1868 г. С. А. Рачинский подал прошение об отставке. В Москве С. А. Рачинский часто посещал Л. Н. Толстого.

В 1872 г. С. А. Рачинский поселился в своем родовом имении Татеве, где он обрел свое новое призвание – сельского учителя, проповедующего в детской среде идеи трезвости. В 1874 г. по проекту Рачинского и при его содействии построено новое школьное здание, в котором он более четверти века жил и учительствовал.

Чтобы хоть как-то противостоять пьяному разгулу взрослых на селе, директор школы С. А. Рачинский в 1875 г. наряду с преподаванием учебных предметов, стал проводить с учащимися беседы о вреде употребления детьми алкогольных изделий. Но однажды, увидев в луже ученика своей школы в пьяном состоянии, он приходит к выводу о необходимости организации ученического общества трезвости. С. А. Рачинский был глубоко уверен, что в это общество должны войти и педагоги, которые своим личным примером будут убеждать школьников в необходимости соблюдения трезвости. Поэтому 5 июля 1882 г. он совместно с 30 учащимися дал обещание не употреблять алкоголь в течение одного года и основал в России первое ученическое общество трезвости, в кото­рое затем стал вовлекать родителей учащихся, учителей других школ и крестьян близлежащих деревень. Обет трезвости соблюдал­ся членами этого общества свыше 20 лет. Результатом педагоги­ческих поисков по антиалкогольному воспитанию школьников стали статьи и брошюры. Это такие, как: "Письма к воспитанникам Казан­ской учительской семинарии" (1890 г.), "По поводу обществ трез­вости" (1890 г.), "Из записок сельского учителя" (1898 г.), "Открытое письмо" (1898 г.) и "Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости" (1899 г.). В 1899 г. Рачинскому назначена пенсия, которую он перечислял на постройку второй новой школы. 2 мая 1902 г. сельский учитель, директор школы, профессор С. А. Рачинский умер за рабочим столом. О нем и его антиалкогольной деятельности писали: Георгиевский В. Т., Горбов Н. М., Горев М., Мироносецкий П. П., Мордвинов А. И., Танаевский С. и Энгельгард Н.

По словам самого С. А. Рачинского, его 16-летняя трезвенная деятельность имела определенный успех. "...Из всех учителей, воспитанных мною (около 40), только одного не удалось мне оградить от винопития". К 1898 г. общество трезвости в с. Татеве насчитывало 1018 человек.

Одной из форм общения с местными священниками и воспитанниками духовных учебных заведений С. А. Рачинский избрал письма, которые, как он сам заметил, пишутся "под впечатлением минуты". "Письма С. А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости" написаны автором давно. По сути в них Рачинский описал содержание и отдельные элементы методики антиалкогольного воспитания учащихся. Всего в сборнике 36 писем. К сожалению, "утрачено одно письмо, именно первое, служившее как бы предисловием к прочим", - пишет С. А. Рачинский. Если говорить о содержании писем, то во 2-ом автор рассуждает о причинах первого употребления учащимися духовного училища алкоголя, о необходимости личного примера в соблюдении трезвости со стороны преподавателей училища, священников и пастырей. "Ибо алкоголизм, привитый в детстве, упорен и едва победим. (...) Трезвость, - отмечает С. А. Рачинский, - еще не есть нравственность. Но она необходимое условие всякого нравственного преуспевания. Алкоголь отравляет и, наконец, убивает волю – источник всякого нравственного делания. (...) Поэтому обращаюсь именно к вам. Пьянство каждого отдельного священника – тяжелый крест для его прихода. Пьянство же пастыреучителя, - а таковым будет почти каждый из вас – ужасно, ибо последствия его в жизни целых поколений будущих пастырей – наисчислимы".

В 3-м письме автор указывает на то, как происходит становление духовного пьяницы. "Привозят в духовное училище мальчика из деревенской глуши. Дома он не пил, отца своего не видал пьяным.

Внимание его тотчас напряженно устремляется на учителей - этих распорядителей его будущею судьбою. Все они люди прекрас­ные. (...) Особенно хорош один из учителей - молодой, веселый, ласковый. (...) По вечерам он ходит в большой вечно освещенный дом, самый красивый на улице, в котором господа играют в кар­ты и веселятся. Часто его приводят оттуда шатающимся, полусон­ным, но на другой день он опять весел, только немного бледен... (..)/ Веселая эта жизнь, она должна предстоять и нам... Но почему же не попробовать этого веселья и теперь? (...) И он пробу­ет. Первая рюмка водки его приводит в совершенное опьянение, возбуждает в ним никогда не испытанныя радостныя грезы, и эта первая рюмка решает его судьбу. Впредь он не упустит случая доставить себе это смутное наслаждение, - и поступает он в семинарию с укоренявшимся уже позывом к спиртным напиткам и шесть лет сряду беспрестанно удовлетворяет ему. Позыв превра­щается в привычку, а привычка в потребность, властную, непо­бедимую".

В 4-ом письме С. А. Рачинский пишет о возрожде­нии духовенства на более высокой нравственной основе.

В 5-ом письме указывается негативное влияние алкоголя на волю и характер мододых священников.

В 6-ом письме рассматриваются причины неудовлетворительной христианской пропаганды среди мусульман. "Да будет мне позволено указать на одну из этих причин, несомненно, очевидную. Всякий искренний мусульманин абсолютно трезв. Му­сульманский мир избавлен от одного из позорнейших бичей мира христианского. Пьянство христиан для мусульман - постоянный соблазн, не только потому, что оно есть нарушение вросшей в их плоть и кровь заповеди пророка, но прежде всего потому, что оно влечет за собою, на каждом шагу наглое, отвратительное на­рушение тех заповедей Христовых, который у нас на устах. Пока жизнь мусульман, домашняя, ежедневная, остается благообразнее и чище, чем жизнь соседей-христиан, ни о какой успешной пропа­ганде мы мечтать не в праве".

О недопустимости употребления христианами и священниками спиртных изделий рассуждает в 7-ом письме автор.

В следующем письме С. А. Рачинский говорит о роли личного примера учителя в соблюдении трезвости на совер­шенствование его физической и духовной красоты. В этой связи автор пишет следующее: "И вот начал, я с самого малаго, с самаго близкаго. Никогда не был я пьяницею. Надеюсь, что не пьяница и вы. Но, ведь, этого мало. В осторожном употреблении вина нет никакой красоты духовной. В полном воздержании есть такая кра­сота, ибо оно ободряет других, дает им силу побеждать в себе даже крайнюю неумеренность, застарелую привычку к спиртным напиткам. Это я испытал на опыте. Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющаго в пустыне. Все со мною соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи".

В 9-ом письме С. А. Рачинский пишет о смирении, как о средстве предупреждения пьянства среди "пастырей и пасо­мых".

О помощи священника в проведении уроков по Закону Божьему, о причинах нежелания его помочь в этом сельскому учителю раз­мышляет в 10-ом письме автор. "Что же мешает священникам исполнять самую прямую, самую естественную из своих обязанностей, когда за исполнение ея они притом получают доба­вочное вознаграждение? - задает вопрос автор. - В огромном большинства случаев не что иное, как пьянство: нельзя и винить священников за то, что пьяными являться в школу они избегают; да и на другой день после попойки человеку не до учения.

Но есть и священники, которые приходят в школу пьяными, совершенно неспособными давать уроки: кричат, шумят, пугают детей... Не могу выразить вам всего, что выстрадал я в течение моей школьной деятельности от подобных священников..."

В 11-ом письме автор пишет о необходимости правильно и красочно совершать священником божественную службу. Во многом, по мнению С. А. Рачинского, это обусловлено абсолют­ной трезвостью данного священника.

О роли трезвости священника во "внебогослужебных собеседо­ваниях" говорится в 12-ом письме. "Не верьте тем лицемерам, - пишет автор, - которые говорят и печатают, будто крестьяне оскорбляются отказом священника от рюмки водки. Оскорбиться они могут разве предпочтением одного дома другим...

О, если бы вы знали, с какою радостию, с какою любовию, с каким благоговением встречается людьми простыми священник со­вершенно трезвый, произносящий в каждом доме слово назидания самое неизбежное, самое простое - столь простое, что он не решился бы произнести его в церкви".

О необходимости нравственного усовершенствования монахов, абсолютной их трезвости говорится в 13-ом письме.

В следующем письме С. А. Рачинский пишет о том, что следует соблюдать трезвость и учащимся, и родителям, и взрослым, и духовным лицам в силу отрицательного воздействия алкоголя на волю людей. "Вот почему я предлагаю срочные обеты трезвости, периодически возобновляемые: за человеком для того, чтобы окрепла его воля...".

В 15-ом письме автор пишет о формальном отношении к созданию и организации деятельности в приходах, о причинах возникновения лжи у учащихся, педагогов и священников.

О миссионерской и антиалкогольной деятельности генерала Бутса и его "армии спасения" пишет в очередном письме автор.

О предрассудке по поводу того, что алкоголь согревает, ведет свое рассуждение, опираясь на материалы проф. Тиндаля и доктора Алексеева, в 17-ом письме С. А. Рачинский.

В 18-ом письме С. А. Рачинский пишет о воспитании трезвости у духовного юношества.

О влиянии алкогольной привычки на свободу человека рассуждает автор в очередном письме.

Из всех пут – самые тяжелые и цепкие – наши привычки... Сюда прежде всего относится искусственная потребность в спиртных изделиях. Ибо эта привычка не только есть порабощение неестественному позыву, но вместе с тем источник постепенного ослабления, глубокого извращения воли, - свободною же может быть только воля здоровая и сильная".

Об организации при сельских школах общежитий и подготовке для работы в них трезвенных воспитателей рассуждает в 20-м письме автор. О назареях и их обетах в следующем письме. О своем Татевском обществе трезвости, о вынужденном обете трезвости, который дал батюшка из соседней епархии, сообщает в очередном письме С. А. Рачинский. О суеверии в прогресс, о бесправии детей в семьях, в которых родители употребляют алкоголь, о роли личного примера в соблюдении трезвости при вовлечении прихожан в общество трезвости, о существующей роковой взаимосвязи между пьянством и ложью, о работе Татевского общества трезвости пишет в письмах С. А. Рачинский.

В 29-ом письме автор не согласен с бытующем в народе мнением, что привычка к вину является невинной привычкой. "Она еще в большей мере, - отмечает Рачинский, - есть привычка моральная, привычка к приятному возбуждению ума при усыплении совести – собеседника докучного, ибо он правдив. (...). Теряется интерес и способность ко всякому серьезному чтению, ко всякому художественному творчеству, ко всякому трезвому делу. Ум отказывается переварить какую-либо истину без пряной приправы. Наконец, приправа эта становится критерием истины. Дело заменяется красным словцом. Человек становится старым ребенком, не могущим жить без забавы. Корень этого расслабления в девяти случаях из десяти есть вино".

О взаимосвязи пьянства и преступлений, о преимуществах трезвости людей для финансовых органов, о реформе содержания церковной жизни, о влиянии водки на вырождение, на завоевание европейцами коренных племен Африки, о необходимости соблюдения трезвости церковными певцами, о необходимости соблюдения трезвости в молодости, о значении этих писем для духовного юношества пишет С. А. Рачинский.

Из сборника писем мы видим, что формирование трезвости у учащихся духовных училищ, духовных семинарий, духовных акаде­мий, в понимании автора, может проходить только лишь на религи­озной основе.

Уже в 1905 г. в журнале "Трезвая жизнь" был предложен один из первых вариантов гимна трезвости. В первой Российской Сергиевской школе трезвости был тоже свой гимн трезвости, со­держание которого мы приводим:

"Слышите-ль, братья, вы вздохи и стоны?

Слышите-ль зов удрученных семей?

Гибнут под властью вина миллионы

Честных, но слабых людей.

Припев : Встаньте на дело, прекрасное дело!

Что нам насмешки? Сомкнитесь дружней!

Бог нам поможет, идемте лишь смело;

Ждет нас заря лучших дней!

Бедные дети тревог и печали!

Ваша молитва до Бога дошла

Трезвости чистой несем мы скрижали

В царство порока и зла.

Припев:"

 

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz